CRM-системы: что это такое и как они работают
Пока львиная доля статей о CRM системах презентует их как продукт почти вселенской сложности, мы решили, что стоит рассказать о CRM как можно проще — так, чтобы руководитель компании прекрасно понимал, что ему лучше приобрести и для чего.
Если совсем коротко, то CRM — это программа для умного управления бизнесом. Она позволяет почти играючи справляться с потоком заказов, сохранять о каждом из них всю информацию в удобной форме и максимально упрощать жизнь отделу продаж, маркетинга и владельцу бизнеса.
Что такое CRM-система
Customer Relationship Management (в переводе — «управление взаимоотношениями с клиентами») — автоматизирует разные процессы: сокращает рабочую рутину, облегчает работу сотрудников продаж, проводит анализ и сбор данных, а также управляет всеми контактами с заказчиками и ведет отчетность.
Какие задачи она решает
Можно выделить 5 задач, с которыми CRM справится в разы лучше самого эффективного сотрудника.
Обработка заявок
Что вы получите:
- Все источники поступления заявок аккумулируются в одном месте: сайт, чаты, телефон, емейл, мессенджер и соцсети.
- Если вы используете чат-бота, то сделаете контакт с клиентом мгновенным, а энергию менеджера направите на оптимальный подогрев продаж.
- CRM хранит историю обращения каждого клиента: переписка и комментарии будут доступны менеджеру в карточке клиента.
Диалог менеджера с клиентом будет выстроен эффективнее, а клиент оценит, что о его потребностях помнят.
Анализ продаж
Можно автоматизировать воронку продаж, например таким образом:
- Когда менеджер ставит статус сделки «На оплату», CRM отправляет клиенту счет. А после того, как клиент отправит анкету, запускает таргетированную рекламу в таргет.
- Если клиент не отвечает на звонки, и сделка переходит в статус «Подвисли», на почту уходит письмо, которое напоминает о сотрудничестве и показывает выгоды клиента
- Когда сделка перешла в статус «Заключение договора», автоматически уходит письмо, в котором описаны предстоящие этапы работы.
Повышение эффективности работы сотрудников
CRM — это доступ к статистике продаж для менеджера и руководителя. Менеджер видит, насколько он укладывается в сроки, чтобы закрыть план к концу месяца. Руководитель видит отстающих и успешных менеджеров, и может решить, кого нужно доучить, а кого — премировать.
Сохранение клиентской базы
Согласитесь, что все нажитое непосильным трудом, нужно максимально защищать не только от загребущих рук, но и от посторонних глаз? Допустим, у вас наработана клиентская база, а один из ваших менеджеров вдруг увольняется и уводит ее с собой. Это чревато большими убытками для вашего бизнеса, поэтому важно, чтобы продажники видели контакты только своих клиентов, а не всю базу. В CRM есть такая опция — она сохранит вашу базу контактов от возможной утечки к конкурентам.
Повышение лояльности клиентов
С CRM обработка заявок максимально эффективна: на них моментально реагируют менеджеры, если уже общались с клиентом менеджером, то его прошлые запросы также будут учтены, а сам заказ быстро отправится. Когда сервис и услуги/продукт одинаково качественны, вы получаете:
- постоянных клиентов;
- положительные отзывы;
- новые обращения — лояльные клиенты рекомендуют вас.
Цели использования CRM
Система CRM будет эффективно решать задачи в одном из трех важных направлений бизнеса: продажи, маркетинг и клиентское обслуживание. Можно найти и универсальную программу, которая будет одновременно работать в трех направлениях.
Продажи
C CRM легко группировать данные о всех клиентах, данные которых хранятся в базе. Собирать заявки в одном месте и не терять ни одну из них за счет уведомлений, а также анализировать всю воронку и мониторить этапы каждой сделки. Внедрение сторонних сервисов позволит звонить клиентам и писать письма напрямую из CRM.
Программа предоставляет все инструменты не только для повышения суммарной прибыли с каждого клиента, но и для стимуляции повторных продаж.
Маркетинг
CRM — отличный инструмент для аналитики. Это не только упрощенный сбор данных и сегментирование аудитории, но и хороший мониторинг результативности рекламных каналов, расчета затрат на каждый лид и на каждого покупателя.
Клиентское обслуживание
Снижается нагрузка на администраторов за счет автоматизированной обработки заявок. Для этого в программе используются рассылка уведомлений пользователям и звонков.
Такой функционал упрощает жизнь и руководителям: контролировать отчетные документы и наблюдать за результативностью каждого сотрудника гораздо проще.
Виды CRM-систем
CRM системы отличаются по 3 критериям: специализация, размещение и функции.
Специализация: универсальные и отраслевые
Универсальные
В них присутствуют все основные функции и они подходят для любых задач. Обеспечивают быстрый старт, полный набор необходимого функционала, имеют простой интерфейс.Также в них легко внедряются сторонние сервисы. У универсалов есть и минус — они не всегда обладают нужным конкретному бизнесу функционалом.
К этому виду относятся:
- Salesforce.
- amoCRM.
- «Мегаплан».
- «Битрикс24».
Отраслевые
Нужны для специфических ниш бизнеса, для которых не хватит функционала универсальных программ. Их плюс в заточенности под конкретную нишу. Их минусы: работают медленнее универсалов, сложно кастомизируются и стоят дороже.
В эту категорию входят:
- «Мое дело».
- Mango office.
- Yclients.
Размещение: облачные и коробочные
Облачные
Данные будут храниться в облачных сервисах, доступных по абонентской плате через любой браузер.
Их преимущества: доступность 24/7, легкая интеграции с другими сервисами, они не требуют обновлений, а техподдержка входит в стоимость.
Недостатки: оплачиваются, исходя из количества сотрудников и их не всегда можно легко настроить.
Коробочные
Лицензию на использование программы придется покупать и ставить на ПК.
Преимущества: все на своих серверах и легко настраивается.
Недостатки: вашей компании будет нужен штатный системный аналитик, ответственность за сохранность данных только на вас, нужны будут регулярные обновления.
Функционал: индивидуальные и пакетные
Индивидуальные
Если проще, то это просто создание CRM, с учетом всех индивидуальных нужд вашего бизнеса. Это обходится в несколько миллионов рублей и предполагает месяцы работы над созданием. Актуально для корпораций с нестандартными целями.
Пакетные
Это любые CRM 1 и 2 вида. Могут требовать адаптации под запросы конкретного бизнеса
Как понять, нужна ли CRM
Когда CRM нужна
У вас есть отдел продаж, который генерирует кучу телефонных звонков, писем и встреч. Хранить все вышеперечисленное нужно в одном месте, а лиды необходимо генерировать постоянно и желательно, чтобы с клиентами выстраивались долгосрочные отношения.
Когда CRM не подойдет
У вас розничный магазин, связь с клиентами не поддерживается ни звонками, ни письмами, ни любыми другими уведомлениями. В долгосрочных отношениях с клиентами нет необходимости, либо вы работаете по долгосрочным контрактам, завязанным исключительно на личных знакомствах.
Как выбирать CRM-систему
Теперь перейдем к критериям выбора вашей будущей CRM системы.
Облако или собственный сервер
Облачная версия будет удобна для бизнеса, у которого нет собственных серверов, IT специалистов в штате и времени на отстройку внутренней системы. Коробочная версия подходит тем, кому достаточного базового функционала и чей штат сотрудников трудится в офисе.
Простой интерфейс
Простота интерфейса — одна из “лакмусовых бумажек” при выборе системы. Так для CRM задачи более важной, чем упрощение работы отдела нет, то и вся пользовательская сторона ее должна быть легка для осваивающих ее.
Настройки безопасности
Так как любая «Система Управления Взаимоотношений с Клиентами» — это целая кладезь активных и потенциальных клиентов и аналитики, заранее позаботьтесь о сохранности всех этих данных.
История редактирования
Это то, что поможет отслеживать все действия сотрудников и их результативность. Как приятный бонус — страховка программы на случай существенной ошибки или удаления данных. Можно будет вернуться в предыдущую точку программы, когда все работало.
Изменение функционала
Здесь доступно изменение интерфейса, есть настройки доступа для сотрудников и т.д. — все это можно менять по собственному желанию и без помощи специалистов.
Интеграция со сторонними сервисами
Доступен импорт данных с сайта или приложения: добавлять карточки клиентов, контакты, изменять статус сделки.
Если есть CRM, которая вас устраивает, но у нее нет нужного сервиса для интеграции, вам поможет Albato.
Albato — это no-code сервис, который легко соединит два и более сервиса, которые вам нужны и поможет передавать данные между ними.
Инструкция: Как подключить Salesforce к Albato.
Инструкция: Как подключить amoCRM к Albato.
Инструкция: Как подключить «Мегаплан» к Albato.
Инструкция: Как подключить «Битрикс24» к Albato.
Инструкция: Как подключить Mango office к Albato.
Инструкция: Как подключить Yclients к Albato.
Уровни обработки информации
CRM разделяются на 4 вида.
- Операционные
Такой вид CRM имеет 2 базовые задачи — обработать мощный поток заявок на входе и контролировать работу сотрудников. Больше всего полезен для менеджеров по продажам и для администраторов.
- Аналитические
Вместо сохранения всей истории взаимодействия с клиентами эта программа ведет обновления информации о тенденциях в продажах, оценивает эффективность и рентабельность рекламы, прогнозирует финансовые показатели. Полезный инструмент для маркетологов.
- Коллаборационные
CRM-системы, основанные на интеграции со сторонними сервисами. Обеспечивают обратную связь от клиента компании и наоборот. Хороший инструмент для узконаправленных индивидуальных задач.
- Комбинированные
Объединяет в себе элементы систем 1, 2 и 3 вида. Актуальны для крупных проектов, где нужен одновременно весь функционал трех вышеперечисленных видов CRM.
Импорт данных
На это стоит обратить особое внимание — должен быть удобный автоматический перенос всех контактов. При этом перенос нужно произвести обязательно не только программно, а еще и целиком, а не по частям, иначе работа CRM сильно ухудшит продуктивность отдела. Сразу спрашивайте, имеется ли в выбранной вами CRM готовый модуль миграции из других систем и из каких именно, если таковой есть.
Наличие локализации
Сегодня огромное количество систем имеют русскую локализацию, но перед тем как приобретать продукт, спросить о наличии этой галочки стоит. Если русской локализации нет, работа усложниться
Лицензирование
Здесь мы говорим о разнице между системой с закрытым и открытым кодом только для коробочных версий CRM.
Закрытый вариант можно купить только у крупных разработчиков. В итоге у вас будет система, которую можно будет изменять в пределах, обозначенных разработчиком.
Открытый код используют продукты на основе CMS. Открытый вариант коробочной CRM дает возможности для интеграции системы со сторонними ресурсами: сайт и т.д.)
Стоимость системы
Одни только цены продукта и лицензии на сайте разработчика не дадут вам возможность подсчитать затраты на CRM полностью — это только составная часть предстоящих расходов.
Вот из чего сложится вся стоимость:
- Оплата доступа для «облачных» систем или цена за 1 копию.
- Перенос данных в систему: готовый модуль миграции + подготовка данных для импорта.
- Стоимость доработки: как минимум предоставление прав доступа, настройка отчетов, задач и т.д.
- Стоимость сопровождения.
- Затраты на устранение неполадок во время переходного периода.
- Затраты во время внедрения системы: обучение сотрудников, проверка системы и контроль.
Как внедрить CRM-систему
Избежать досадных промашек во время установки CRM и во время ее эксплуатации можно. Ключ к этому — правильно составленное техническое задание. Просто отразите в нем 8 важных пунктов и внедрение пройдет результативно.
- В деталях распишите процессы, которые требуется перенести в систему: где ведете базу клиентов, откуда приходят заявки и т.д.
- Опишите, какие функции в программе, какие конкретные задачи и какие отчеты вам потребуются.
- Пошагово распишите воронку продаж, определяя автоматический арсенал системы и ручной труд менеджера.
- Сделайте список обязательных функций CRM и тех, которые можно исключить.
- Среди всего ассортимента предложенных систем выбирайте такие, которые представляют собой оптимальное соотношение по набору базовых и дополнительных функций и цене. Также узнайте об обучающих материалах для сотрудников.
- Протестируйте CRM с менеджерами и руководителем отдела.
- Сформируйте план по переходу на CRM, определите сроки на каждый этап и ответственных за него.
- Займитесь моральной подготовкой сотрудников.
Заключение
Это был экскурс в то, что такое CRM, как работает CRM, какими они бывают, как их выбирать и сколько денег придется выложить за одну из них. При правильном подходе, этот инструмент поможет вам анализировать каналы продаж и эффективность сотрудников, собирать данные о клиентах и делать им персональные предложения.